Нет в нашей стране человека, который не читал бы фантастические романы Александра Беляева. Его называли «русским Жюлем Верном», а его герои — мужественные, сильные и добрые люди не сдавались ни при каких обстоятельствах. Мало кто знал, что человек, умевший в своих мечтах опередить время, много лет был прикован к постели. И также мало кому известно, что исцелением писатель был обязан не только своему характеру, но и минералу — морскому гостю.
Однажды в Ялте Беляев впервые взял в руки коралловую веточку, и с тех пор этот камень сопровождал писателя по жизни. Этот каменный цветок не раз помогал ему: поднимал на ноги после обострения недуга, возвращал к активной жизни, укреплял писательский дар и подарил любовь замечательной женщины.
Сама жизнь Александра Беляева похожа на фантастический роман. В детстве он был настолько подвижным и любознательным, что мать прозвала его непоседой-царевичем. Но, нужно сказать, его шалости всегда носили познавательный характер. Некоторое время он увлекался модным в то время воздухоплаванием, даже пытался взлететь, привязав к рукам банные веники и прыгнув с крыши.
Кроме попыток освоить воздушное пространство, Саша занимался фотографией, изобретательством, запоем читал Жюля Верна и Уэллса. Его отец-священник и помыслить не мог, что сын станет писателем-фантастом, а не последует по его стопам. Александр все же получил духовное образование, однако после этого пошел против воли отца. И поступил в университет на юридический факультет, который окончил с отличием.
Неизвестно, каким бы был Беляев священником, но юристом он оказался блестящим, и стал одним из самых известных адвокатов родного Смоленска. На процессы, где выступал артистичный красавец и франт Беляев, как на спектакль, собиралось обычно полгорода. Работа приносила неплохой доход, и Беляев стал коллекционировать книги и картины, а параллельно заниматься журналистикой.
Кроме того, он знал несколько иностранных языков, прекрасно играл на скрипке и фортепиано, много путешествовал по Европе. 30-летнему Александру казалось, что жизнь наладилась, и так будет всегда.
Приговор врачей прозвучал, как гром с ясного неба: туберкулез позвоночника. Профессор, который лечил Беляева, посоветовал, матери Александра сменить климат и повезти сына к морю. Вскоре вместе со старенькой няней они втроем отправились в Ялту. Здесь семейство поселилось на съемной квартире в доме на одной из тихих ялтинских улочек.
Как-то, проходя мимо сувенирной лавки, няня Беляева увидела в витрине забавный осколок коралла, похожий на открытую ладонь с растопыренными пальцами. Она купила камень и принесла его домой. Беляев пришел в восторг и прицепил коралл на спинку кровати, в шутку окрестив его рукой судьбы. Увидев, как понравился камень ее Саше, няня начала выискивать в ялтинских лавочках интересные и необычные обломки морских обитателей, и приносить ему коралловые веточки, которые напоминали человечков и животных, старые деревья и далекие звезды.
Беляев просто влюбился в коралл — самый морской из всех самоцветов, и с тех пор всегда носил в кармане кусочек алого камня, похожий на маленький цветок. В глубине души он был убежден, что няня неспроста подарила ему этого посланца с морского дна, это был знак свыше. Уже много позже Беляев с удивлением узнал, что коралл прекрасно лечит костную систему, а в Древней Греции его даже считали символом бессмертия и счастья. А еще он помогает найти настоящую любовь на всю жизнь…
У хозяйки квартиры, где жили Беляевы, была дочь — бойкая и смешливая девушка, которая и рассказала Александру, что ее подруга работает в библиотеке и может приносить ему книги. Он попросил познакомить их, и на следующий день дочь хозяйки пришла домой с красивой 20-летней девушкой, которую звали Маргарита Магнушевская.
Беляев, несмотря на болезнь, был человеком веселым, обаятельным и общительным. Рядом с ним всегда было много друзей, людей к нему тянуло, словно магнитом. Маргарита тоже попала под его обаяние, а через несколько месяцев с удивлением осознала, что этот волевой и очень сильный человек стал главной частью ее жизни.
Девушке очень нравилась небольшая беляевская коллекция кораллов. Иногда они рассматривали ее и дурачились, пытаясь определить, на что похож тот или иной кусочек подводного гостя, и смеялись, когда обнаруживали сходство с каким-нибудь сказочным персонажем, обитающим в морской пучине.
Там, в царстве кораллов, куда, наверное, не проникают даже солнечные лучи, рассеиваясь жемчужной россыпью где-то на самой поверхности воды, а мимо проплывают разноцветные рыбы и плавно колышутся пышные водоросли. Беляев рассказывал Маргарите о далеких мирах, о невероятных способностях, которыми обязательно будет обладать человек, рисовал ей картины будущего, и просто заражал ее своим оптимизмом и уверенностью, которых так не хватало в то смутное время.
Трудно сказать, что заставило болезнь отступить — сильная воля, лекарства и мастерство врачей, целебный черноморский воздух или маленькие хрупкие ангелы-кораллы. Когда Беляев начал вставать, они с Маргаритой каждый день прогуливались по морскому берегу. Днем море было открытым и понятным. Оно щекотало ступни, смеялось и шуршало прибоем, заигрывало, подмигивало и манило в теплую бирюзовую воду.
Зато ночное море было другим — таинственным и серьезным. Оно уже не рассказывало веселых сказок, а напротив, шептало о далеких мирах и странах, о таинственной глубине, где живут невероятные существа, о неизведанном человеком подводном царстве. Каждый всплеск волны представлялся движением загадочных обитателей глубин. Серебристые дорожки вели прямо в звездную вечность, а на глянцевой черной поверхности воды можно было разглядеть сделанные лунным лучом рисунки, похожие на инопланетный пейзаж.
В один из таких вечеров Беляев заговорил с Маргаритой о своей любви и предложил выйти за него замуж. Он очень волновался — ведь был намного старше девушки и не обладал положением и состоянием. Александр и не надеялся, что Маргарита ответит взаимностью, но он просто не представлял жизни без нее. Однако, к его невероятной радости, она сказала «да». Беляев был счастлив. В 1922 году перед рождественским постом они обвенчались в небольшой ялтинской церкви. Венчание было более чем скромным: у невесты не было ни белого платья, ни роскошных цветов, только яркая коралловая нить, которую жених подарил любимой.
Жизнь в Ялте становилась все тяжелее — время после гражданской войны было непростое. Как-то на улице Беляев встретил друга, который работал в министерстве иностранных дел, и тот помог ему перебраться в Москву. Уже в столице в 1925 году вышла первая книга Беляева «Голова профессора Доуэля», которая прославила его на всю страну. Однако писатель никогда не забывал Ялту, фантастические крымские ночи и морские пейзажи.
Через три года, уже в Ленинграде, Беляев написал свой самый знаменитый роман «Человек — амфибия». Говорили, что замысел этого романа появился, когда Беляев прочел заметку в газете о враче из Буэнос-Айреса, проводившем эксперименты над животными и людьми. Но многие верят, что этот невероятный сюжет зародился именно Ялте. Может быть, именно на берегу Черного моря писатель представлял себе, как из синих глубин поднимется Ихтиандр и расскажет ему о своих приключениях?
Ведь «Человек-амфибия» — единственный роман Беляева с такой яркой романтической историей, с героями, которые так похожи на самого писателя и его жену Маргариту Магнушевскую. Конечно же, это об их трогательном и нежном романе рассказал Беляев в своем самом поэтическом произведении, о романе, который стал символом настоящей любви…
Умер Беляев во время Великой Отечественной войны от голода и холода в оккупированном немцами городе Пушкине. В то страшное время было не до кораллов, и крошечную коллекцию морских обитателей то ли похитили, то ли выбросили те, кто не знал о волшебных свойствах этого камня. А может быть, морские гости просто выполнили свою миссию, излечив талантливого писателя и замечательного человека, и вернулись в свой мистический, призрачный мир на морском дне?
Источник